Центр Натальи Пыхтиной
Меню

Главная Главная Авторская методика Авторская методика О центре О центре Сотрудники Сотрудники Наша галерея Наша галерея Вопрос-ответ Вопрос-ответ Контакты Контакты

Статьи

Особенности психомоторного развития у недоношенных детей
04.10.2018
Особенности психомоторного развития у недоношенных детей
Современная медицина заметно повысила показатель выживаемости младенцев. Однако участились и случаи преждевременных родов, увеличившись за последние несколько лет с 10 % от общего числа новорожденных до 15–30 % по разным источникам. Если раньше рождение ребенка до срока обуславливалось физиологическими причинами, такими как конституционные особенности матери, возраст, короткий промежуток между родами, болезни, многоплодная беременность и т. п., то теперь все чаще в качестве причины выступают социально-экономические факторы: стрессы и переутомления беременной, тяжелая работа, недостаточное питание, курение и другие вредные привычки. При этом рождение недоношенного ребенка несет за собой серьезные последствия, осознавать которые необходимо с первого дня после родов.
Родителям важно понимать, что ребенок, рожденный до положенного природой срока, нуждается в некоторых особых коррекционных педагогических приемах. Осознав проблему в период новорожденности, необходимо приложить все усилия для поэтапного освоения малышом возрастных навыков, пока это вполне реально.

Зачастую отставание в развитии становится видимым и явно диагностируемым только к двум годам (если не позже), когда для стимулирования способностей уже придется приложить гораздо большие усилия, а при соответствующих мероприятиях, предпринятых с рождения, разница была бы уже сведена к минимуму.

Недоношенными считаются дети, родившиеся при сроке беременности от 28 до 37 полных недель с массой тела от 1 до 2,5 кг, ростом 35–45 см. Также к ним относятся новорожденные гипотрофики – дети, родившиеся после 37 недель беременности, но с массой тела менее 2,5 кг, составляющие, как правило, до трети всех недоношенных. Признаков недоношенности множество, среди которых самыми заметными являются: коротенькие ножки новорожденного и смещенная выше пупка середина тела (в норме пупок и должен быть серединой), мягкие ушные раковины и обильный покров пушковых волос не только на спине и плечах, но даже на щеках, лбу и бедрах. Малыши тихонько пищат и чутко копируют изменения в температурном фоне.

В психомоторном развитии здоровые недоношенные дети сравниваются со своими доношенными сверстниками значительно раньше, чем в физическом. Тут есть прямая зависимость от первоначальной массы тела:

- ребенок, рожденный весом более 2 кг, практически без дополнительных усилий догоняет доношенных детей к году;

- родителям малыша, рожденного весом от 1,5 до 2 кг, для достижения того же результата придется приложить усилия, как физические – массаж и упражнения, так и интеллектуальные – игры и занятия;

- малыши весом менее 1,5 кг догоняют сверстников при тщательных усилиях к двум годам.

Оценивая развитие ребенка с массой тела при рождении менее 2 кг, принято рассчитывать не хронологический возраст, а уменьшенный гестанционный – рассчитываемый от предполагаемой даты естественных родов.

При отсутствии специальных мер к 2,5 года 60 % всех недоношенных детей в основном изъясняются жестами и выражаются, используя «жаргонную» речь, понятную лишь им самим и близким родственникам, что затрудняет процесс их социализации. Процессы овладения речью на всех этапах происходят с явным запозданием, в редких случаях приводя к различным формам речевых расстройств. Нехватка достаточных навыков коммуникации может повлечь за собой эмоциональные и невротические реакции. Тем не менее к трем годам большинство недоношенных детей наверстывают речевое отставание и выравниваются относительно ровесников.

Это интересно:

Недоношенные дети, ставшие великими деятелями:

- французский философ Вольтер (1694–1778);

- английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон (1643–1727);

- премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1874–1965).


(Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы. Милованова Анна Викторовна)


ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ
30.09.2018
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия. И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».


Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. Для решения поставленных задач необходимо:

• использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

• осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

• распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РАЗНЫЕ ВИДЫ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
30.09.2018
ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РАЗНЫЕ ВИДЫ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РАЗНЫЕ ВИДЫ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

Научная статья

Латышевская Н.И., Шестопалова Е.Л., Левченко Н.В., Яхонтова Е.В., Бочарова Л.М. 


Аннотация

Рассмотрены особенности эмоционального состояния и внимания студентов, использующих разные виды физических нагрузок. Выявлено, что  более высокие уровни показателей самочувствия, активности, настроения наблюдаются среди студентов, занимающихся пауэрлифтингом. При этом высокие значения устойчивости внимания были выявлены среди студентов, занимающихся физическими нагрузками только в рамках занятий по физвоспитанию в университете и фитнесом. Произведена оценка успеваемости студентов, занимающихся разными видами физической нагрузки. Студенты, занимающиеся  пауэрлифтингом и фитнесом, имеют более высокие показатели успеваемости в учебе по сравнению со студентами, не занимающиеся дополнительно спортом.


Регулярные занятия физической культурой оказывают благоприятное воздействие на такие психофизиологические функции, как восприятие, внимание и мышление, улучшают умственную работоспособность, способствуя решению проблемы гармоничного развития физического и интеллектуального потенциала студенческой молодежи [1, С. 170].  Установлено, что показатели памяти и внимания у студентов-спортсменов достоверно превосходят аналогичные показатели студентов контрольной группы. Студенты-спортсмены имеют более высокий уровень умственной работоспособности, лучшую концентрацию внимания [2, С. 100], [3, С. 246].

Выявлено, что психоэмоциональное состояние (самочувствие, активность, настроение) студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию в течение учебного семестра соответствует благоприятному [6, С. 30], [4, С.423].

Перед студентами нередко возникает проблема сочетания физических и теоретических, домашних занятий. Грязева Е.Д. с соавт. утверждает, что практически половина современного студенчества в рамках образовательного процесса объективно лишена возможности организованно на занятиях по физическому воспитанию компенсировать дефицит двигательной (моторной) активности, возникающий вследствие выполнения интенсивных учебных (интеллектуальных) нагрузок и связанного с ними малоподвижного образа жизни и учебной деятельности [7, С. 5]. При этом систематические физические нагрузки (1-2 раза в неделю по 130 минут) способствуют развитию приспособительных реакций, повышают сопротивляемость организма различным стрессовым воздействиям, обеспечивая психическую разрядку и улучшая эмоциональное состояние [9, С. 98].

Таким образом, рационально подобранная физическая нагрузка до, в процессе и после окончания интеллектуальной деятельности непосредственно влияет на интенсивность работоспособности головного мозга [5, С. 105], [8, С. 180], [11, С. 148].

Цель: оценить влияние занятий спортом на уровень эмоционального состояния и показатели устойчивости внимания у студентов, использующих разные виды физических нагрузок до и после занятий.

Методика исследования

В исследовании приняли участие 3 группы студентов: 1 – 45 студентов второго курса стоматологического факультета Волгоградского государственного медицинского университета, которые не посещают каких либо секций и не имеют дополнительной физической нагрузки, кроме занятий физической культурой в университете; 2- 45 студентов, занимающиеся в секции по пауэрлифтингу (тяжелая атлетика, анаэробный вид физической нагрузки); 3- 45 студентов, занимающихся в секции фитнес (аэробная физическая нагрузка).

Эмоциональное состояние студентов всех групп оценивалось с помощью опросника САН (самочувствие, активность, настроение). Для оценки устойчивости внимания были использованы корректурные пробы (Тест Бурдона).

Успеваемость студентов была выявлена методом анкетирования по среднему баллу.

Результаты исследования

Результаты исследования эмоционального состояния студентов показали, что более высокие уровни показателей самочувствия, активности, настроения наблюдаются среди студентов, занимающихся пауэрлифтингом. В 1 группе студентов, которые не занимаются дополнительно спортом, к концу занятия уровень всех трех показателей не достигает отметки 4,5, что свидетельствует о низком уровне показателей самочувствия, активности, настроения (Таблица 1).

Таблица 1 – Средние показатели самооценки состояния студентов до и после занятий (в баллах)

Критерии Группа 1

физическая культура

Группа 2 пауэрлифтинг Группа 3

фитнес

До занятия После занятия До занятия После занятия До занятия После занятия
Самочувствие 3,9 4,4 4,9 5,3 4,6 5,2
Активность 3,3 3,8 5,0 5,5 4,6 4,8
Настроение 3,5 4,0 5,2 6,8 5,3 6,2

Таким образом, студенты, занимающиеся в секциях, имеют лучшие показатели эмоционального состояния.

Результаты исследования устойчивости внимания студентов выявили характерные различия. Так, показатели устойчивости внимания после физической нагрузки снизились. При этом во 2 группе студентов, занимающихся пауэрлифтингом, снижение устойчивости внимания наиболее выражено. Студенты же 1 и 3 группы, занимающиеся физическими нагрузками только в рамках занятий по физическому воспитанию в университете и фитнесом, имели более высокие значения устойчивости внимания, сделав наименьшее число ошибок, при примерно одинаковом количестве просмотренных цифр (Таблица 2).

Таблица 2 – Показатели внимания студентов до и после физической нагрузки

Критерии Группа 1

физическая культура

Группа 2 пауэрлифтинг Группа 3

фитнес

До занятия После занятия До занятия После занятия До занятия После занятия
Количество просмотренных за 2 минуты знаков 420±20 400±25 410±25 400±25 400±20 390±20
Количество неправильно вычеркнутых знаков 2±1 2±2 3±2 4±2 2±1 2±2
Показатель Х 2,4 2,9 2,7 4,2 2,5 3,0

Можно предположить, что эффективность мыслительной деятельности (устойчивость внимания) зависит от тяжести физической нагрузки, от состояния студентов. Результаты исследования свидетельствуют, что сразу после физической нагрузки устойчивость внимания снижается. Однако, по мнению ряда авторов, эффективность мыслительной деятельности повышается через некоторое время после физических нагрузок, после периода отдыха.

Как известно организация учебного процесса в медицинском университете предполагает высокую учебную нагрузку. Зачастую, занятия на различных базах лечебно-профилактических учреждениях заканчиваются после 16 часов, а на старших курсах учеба еще часто совмещается с ночными дежурствами. Поэтому студентам необходимо уметь планировать свои занятия в спортивном зале, чтобы не нанести ущерб своей учебной деятельности [10, С. 374].

Результаты анкетирования показали, что наиболее удобное время проведения тренировок для большинства студентов (75%) – с 16:00 до 18:00. При этом время, необходимое для выполнения домашнего задания, в среднем, 3 часа. Посещая более поздние по времени тренировки (19:30, 20:00),  студенты зачастую не делают домашнее задание (17,8%), либо делают его не в полном объеме (44,5%).

Таким образом, посещая спортивные секции после 20:00 часов, студенты вынуждены менять свой график, что может неблагоприятно отразиться на их биологических ритмах. Поэтому желательно посещать секции не позднее 18:00 часов, либо менять свой график так, чтобы выполнять домашнее задание до тренировки.

Вопрос влияния занятий физическими упражнениями на успеваемость студентов давно привлекает внимание многих исследователей. Результаты оценки успеваемости студентов-медиков показали, что студенты 2 и 3  группы имеют более высокие показатели успеваемости в учебе, нежели студенты 1 группы, не принимающие активное участие в спортивной жизни. При этом количество оценок «отлично» в 1,5 раза больше в 1 группе, а оценок «хорошо» – в 2 раза больше во 2 и 3 группах.

Выводы

  1. Более высокие уровни показателей самочувствия, активности, настроения наблюдаются среди студентов, занимающихся пауэрлифтингом.
  2. Высокие значения устойчивости внимания характерны для студентов, занимающихся физическими нагрузками только в рамках занятий по физическому воспитанию в университете и фитнесом.
  3. Наиболее удобное время проведения тренировок – с 16:00 до 18:00.
  4. Студенты, занимающиеся пауэрлифтингом и фитнесом, имеют более высокие показатели успеваемости в учебе по сравнению со студентами, не занимающиеся дополнительно спортом.
3
4
5
6
7