Центр Натальи Пыхтиной
Меню

Главная Главная Авторская методика Авторская методика О центре О центре Врачи Врачи Наша галерея Наша галерея Вопрос-ответ Вопрос-ответ Контакты Контакты

Статьи

Особенности психомоторного развития у недоношенных детей
04.10.2018
Особенности психомоторного развития у недоношенных детей
Современная медицина заметно повысила показатель выживаемости младенцев. Однако участились и случаи преждевременных родов, увеличившись за последние несколько лет с 10 % от общего числа новорожденных до 15–30 % по разным источникам. Если раньше рождение ребенка до срока обуславливалось физиологическими причинами, такими как конституционные особенности матери, возраст, короткий промежуток между родами, болезни, многоплодная беременность и т. п., то теперь все чаще в качестве причины выступают социально-экономические факторы: стрессы и переутомления беременной, тяжелая работа, недостаточное питание, курение и другие вредные привычки. При этом рождение недоношенного ребенка несет за собой серьезные последствия, осознавать которые необходимо с первого дня после родов.
Родителям важно понимать, что ребенок, рожденный до положенного природой срока, нуждается в некоторых особых коррекционных педагогических приемах. Осознав проблему в период новорожденности, необходимо приложить все усилия для поэтапного освоения малышом возрастных навыков, пока это вполне реально.

Зачастую отставание в развитии становится видимым и явно диагностируемым только к двум годам (если не позже), когда для стимулирования способностей уже придется приложить гораздо большие усилия, а при соответствующих мероприятиях, предпринятых с рождения, разница была бы уже сведена к минимуму.

Недоношенными считаются дети, родившиеся при сроке беременности от 28 до 37 полных недель с массой тела от 1 до 2,5 кг, ростом 35–45 см. Также к ним относятся новорожденные гипотрофики – дети, родившиеся после 37 недель беременности, но с массой тела менее 2,5 кг, составляющие, как правило, до трети всех недоношенных. Признаков недоношенности множество, среди которых самыми заметными являются: коротенькие ножки новорожденного и смещенная выше пупка середина тела (в норме пупок и должен быть серединой), мягкие ушные раковины и обильный покров пушковых волос не только на спине и плечах, но даже на щеках, лбу и бедрах. Малыши тихонько пищат и чутко копируют изменения в температурном фоне.

В психомоторном развитии здоровые недоношенные дети сравниваются со своими доношенными сверстниками значительно раньше, чем в физическом. Тут есть прямая зависимость от первоначальной массы тела:

- ребенок, рожденный весом более 2 кг, практически без дополнительных усилий догоняет доношенных детей к году;

- родителям малыша, рожденного весом от 1,5 до 2 кг, для достижения того же результата придется приложить усилия, как физические – массаж и упражнения, так и интеллектуальные – игры и занятия;

- малыши весом менее 1,5 кг догоняют сверстников при тщательных усилиях к двум годам.

Оценивая развитие ребенка с массой тела при рождении менее 2 кг, принято рассчитывать не хронологический возраст, а уменьшенный гестанционный – рассчитываемый от предполагаемой даты естественных родов.

При отсутствии специальных мер к 2,5 года 60 % всех недоношенных детей в основном изъясняются жестами и выражаются, используя «жаргонную» речь, понятную лишь им самим и близким родственникам, что затрудняет процесс их социализации. Процессы овладения речью на всех этапах происходят с явным запозданием, в редких случаях приводя к различным формам речевых расстройств. Нехватка достаточных навыков коммуникации может повлечь за собой эмоциональные и невротические реакции. Тем не менее к трем годам большинство недоношенных детей наверстывают речевое отставание и выравниваются относительно ровесников.

Это интересно:

Недоношенные дети, ставшие великими деятелями:

- французский философ Вольтер (1694–1778);

- английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон (1643–1727);

- премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1874–1965).


(Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы. Милованова Анна Викторовна)


ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ
30.09.2018
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия. И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».


Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. Для решения поставленных задач необходимо:

• использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

• осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

• распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РАЗНЫЕ ВИДЫ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
30.09.2018
ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РАЗНЫЕ ВИДЫ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РАЗНЫЕ ВИДЫ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

Научная статья

Латышевская Н.И., Шестопалова Е.Л., Левченко Н.В., Яхонтова Е.В., Бочарова Л.М. 


Аннотация

Рассмотрены особенности эмоционального состояния и внимания студентов, использующих разные виды физических нагрузок. Выявлено, что  более высокие уровни показателей самочувствия, активности, настроения наблюдаются среди студентов, занимающихся пауэрлифтингом. При этом высокие значения устойчивости внимания были выявлены среди студентов, занимающихся физическими нагрузками только в рамках занятий по физвоспитанию в университете и фитнесом. Произведена оценка успеваемости студентов, занимающихся разными видами физической нагрузки. Студенты, занимающиеся  пауэрлифтингом и фитнесом, имеют более высокие показатели успеваемости в учебе по сравнению со студентами, не занимающиеся дополнительно спортом.


Регулярные занятия физической культурой оказывают благоприятное воздействие на такие психофизиологические функции, как восприятие, внимание и мышление, улучшают умственную работоспособность, способствуя решению проблемы гармоничного развития физического и интеллектуального потенциала студенческой молодежи [1, С. 170].  Установлено, что показатели памяти и внимания у студентов-спортсменов достоверно превосходят аналогичные показатели студентов контрольной группы. Студенты-спортсмены имеют более высокий уровень умственной работоспособности, лучшую концентрацию внимания [2, С. 100], [3, С. 246].

Выявлено, что психоэмоциональное состояние (самочувствие, активность, настроение) студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию в течение учебного семестра соответствует благоприятному [6, С. 30], [4, С.423].

Перед студентами нередко возникает проблема сочетания физических и теоретических, домашних занятий. Грязева Е.Д. с соавт. утверждает, что практически половина современного студенчества в рамках образовательного процесса объективно лишена возможности организованно на занятиях по физическому воспитанию компенсировать дефицит двигательной (моторной) активности, возникающий вследствие выполнения интенсивных учебных (интеллектуальных) нагрузок и связанного с ними малоподвижного образа жизни и учебной деятельности [7, С. 5]. При этом систематические физические нагрузки (1-2 раза в неделю по 130 минут) способствуют развитию приспособительных реакций, повышают сопротивляемость организма различным стрессовым воздействиям, обеспечивая психическую разрядку и улучшая эмоциональное состояние [9, С. 98].

Таким образом, рационально подобранная физическая нагрузка до, в процессе и после окончания интеллектуальной деятельности непосредственно влияет на интенсивность работоспособности головного мозга [5, С. 105], [8, С. 180], [11, С. 148].

Цель: оценить влияние занятий спортом на уровень эмоционального состояния и показатели устойчивости внимания у студентов, использующих разные виды физических нагрузок до и после занятий.

Методика исследования

В исследовании приняли участие 3 группы студентов: 1 – 45 студентов второго курса стоматологического факультета Волгоградского государственного медицинского университета, которые не посещают каких либо секций и не имеют дополнительной физической нагрузки, кроме занятий физической культурой в университете; 2- 45 студентов, занимающиеся в секции по пауэрлифтингу (тяжелая атлетика, анаэробный вид физической нагрузки); 3- 45 студентов, занимающихся в секции фитнес (аэробная физическая нагрузка).

Эмоциональное состояние студентов всех групп оценивалось с помощью опросника САН (самочувствие, активность, настроение). Для оценки устойчивости внимания были использованы корректурные пробы (Тест Бурдона).

Успеваемость студентов была выявлена методом анкетирования по среднему баллу.

Результаты исследования

Результаты исследования эмоционального состояния студентов показали, что более высокие уровни показателей самочувствия, активности, настроения наблюдаются среди студентов, занимающихся пауэрлифтингом. В 1 группе студентов, которые не занимаются дополнительно спортом, к концу занятия уровень всех трех показателей не достигает отметки 4,5, что свидетельствует о низком уровне показателей самочувствия, активности, настроения (Таблица 1).

Таблица 1 – Средние показатели самооценки состояния студентов до и после занятий (в баллах)

Критерии Группа 1

физическая культура

Группа 2 пауэрлифтинг Группа 3

фитнес

До занятия После занятия До занятия После занятия До занятия После занятия
Самочувствие 3,9 4,4 4,9 5,3 4,6 5,2
Активность 3,3 3,8 5,0 5,5 4,6 4,8
Настроение 3,5 4,0 5,2 6,8 5,3 6,2

Таким образом, студенты, занимающиеся в секциях, имеют лучшие показатели эмоционального состояния.

Результаты исследования устойчивости внимания студентов выявили характерные различия. Так, показатели устойчивости внимания после физической нагрузки снизились. При этом во 2 группе студентов, занимающихся пауэрлифтингом, снижение устойчивости внимания наиболее выражено. Студенты же 1 и 3 группы, занимающиеся физическими нагрузками только в рамках занятий по физическому воспитанию в университете и фитнесом, имели более высокие значения устойчивости внимания, сделав наименьшее число ошибок, при примерно одинаковом количестве просмотренных цифр (Таблица 2).

Таблица 2 – Показатели внимания студентов до и после физической нагрузки

Критерии Группа 1

физическая культура

Группа 2 пауэрлифтинг Группа 3

фитнес

До занятия После занятия До занятия После занятия До занятия После занятия
Количество просмотренных за 2 минуты знаков 420±20 400±25 410±25 400±25 400±20 390±20
Количество неправильно вычеркнутых знаков 2±1 2±2 3±2 4±2 2±1 2±2
Показатель Х 2,4 2,9 2,7 4,2 2,5 3,0

Можно предположить, что эффективность мыслительной деятельности (устойчивость внимания) зависит от тяжести физической нагрузки, от состояния студентов. Результаты исследования свидетельствуют, что сразу после физической нагрузки устойчивость внимания снижается. Однако, по мнению ряда авторов, эффективность мыслительной деятельности повышается через некоторое время после физических нагрузок, после периода отдыха.

Как известно организация учебного процесса в медицинском университете предполагает высокую учебную нагрузку. Зачастую, занятия на различных базах лечебно-профилактических учреждениях заканчиваются после 16 часов, а на старших курсах учеба еще часто совмещается с ночными дежурствами. Поэтому студентам необходимо уметь планировать свои занятия в спортивном зале, чтобы не нанести ущерб своей учебной деятельности [10, С. 374].

Результаты анкетирования показали, что наиболее удобное время проведения тренировок для большинства студентов (75%) – с 16:00 до 18:00. При этом время, необходимое для выполнения домашнего задания, в среднем, 3 часа. Посещая более поздние по времени тренировки (19:30, 20:00),  студенты зачастую не делают домашнее задание (17,8%), либо делают его не в полном объеме (44,5%).

Таким образом, посещая спортивные секции после 20:00 часов, студенты вынуждены менять свой график, что может неблагоприятно отразиться на их биологических ритмах. Поэтому желательно посещать секции не позднее 18:00 часов, либо менять свой график так, чтобы выполнять домашнее задание до тренировки.

Вопрос влияния занятий физическими упражнениями на успеваемость студентов давно привлекает внимание многих исследователей. Результаты оценки успеваемости студентов-медиков показали, что студенты 2 и 3  группы имеют более высокие показатели успеваемости в учебе, нежели студенты 1 группы, не принимающие активное участие в спортивной жизни. При этом количество оценок «отлично» в 1,5 раза больше в 1 группе, а оценок «хорошо» – в 2 раза больше во 2 и 3 группах.

Выводы

  1. Более высокие уровни показателей самочувствия, активности, настроения наблюдаются среди студентов, занимающихся пауэрлифтингом.
  2. Высокие значения устойчивости внимания характерны для студентов, занимающихся физическими нагрузками только в рамках занятий по физическому воспитанию в университете и фитнесом.
  3. Наиболее удобное время проведения тренировок – с 16:00 до 18:00.
  4. Студенты, занимающиеся пауэрлифтингом и фитнесом, имеют более высокие показатели успеваемости в учебе по сравнению со студентами, не занимающиеся дополнительно спортом.
Рефлексотерапия
29.09.2018
Рефлексотерапия
Одним из наиболее популярных методов нетрадиционной медицины сегодня является метод рефлексотерапии. Многие клиники предсталяют услуги рефлексотерапевтического лечения самых различных заболеваний. При этом спектр предлагаемых методик и направлений в рамках рефлексотерапии – огромен. Здесь и китайские и корейские и тибетские и даже вьетнамские подходы, японский рефлексотерапевтический массаж шиацу, су-джок терапия и многое другое. 

Дайте попробуем разобраться, что же такое рефлексотерапия. 

Рефлексотерапия (рефлекс + греч. therapis лечение: синоним рефлекторная терапия) — комплекс методических приемов, в основе которых лежит применение с лечебной целью различных факторов воздействия на определенные точечные участки поверхности тела, называемые точки акупунктуры. 

Существует разделение на классическую китайскую рефлексотерапию и более поздние направления. 

В зависимости от места воздействия различают рефлексотерапию: 

Корпоральную – в рамках этого метода воздействие оказывается на особые биологически активные точки на поверхности тела – точки акупунктуры. 

Аурикулярную – воздействие направлено на точки акупунктуры ушных раковины 

Краниальную, или скальпотерапию - воздействие осуществляется на точки в области головы. 

Выделяют также подходы в использовании зон в области носа (назотерапия), кистей и стоп (мона- и педотерапия, су-джок терапия), позвоночник (спондилотерапия), язык (глоссотерапия) и др. 

Во всех перечисленных методиках основным местом приложения лечебного усилия являются точки акупунктуры. 

С современных анатомо-физиологических представлений точка акупунктуры — ограниченный небольшой площадью до 10 квадратных миллиметров участок тела с большой плотностью особых нервных окончаний-рецепторов. Этот участок может залегать на разной глубине от поверхностного кожного покрова, до надкостницы. Интересно, что в акупунктурной зоне ускорен обмен веществ, для тканей в этой области характерны усиление кровообращения и лимфотока, более активное поглощение кислорода, повышенное содержание гормонов, ацетилхолина, повышенная чувствительность к давлению и другие особенности. По данным гистологических исследований кожа над акупунктурной точкой более тонкая, под кожей располагается сложной структуры сосудистая сеть, оплетенная нервными волокнами. Электрический кожный потенциал в точке так же отличается от окружающих тканей – он более высокий, при этом сопротивление постоянному электрическому току в этой зоне более низкое. Кроме того, биоэлектрические и тепловые характеристики точек акупунктуры у здорового человека отличаются от соответствующих характеристик этих точек у больного. 

Показано, что уже через 5 мин после раздражения точки акупунктуры изменяется состав крови и наблюдается перестройка внутриклеточного обмена веществ. 

В настоящее время исследователи насчитывают более 700 точек, которые располагаются поверхности тела неравномерно - наибольшее скопление активных зон отмечается в области головы и голеней, предплечий, кистей и стоп. 

Что касается механизма действия рефлексотерапии, то в их оценке существуют два подхода – классический метафизический, основанный на китайских теориях распределения внутренней жизненной силы (энергии ци) по телу человека и современный научный анализ, основанный на клинических и лабораторных исследованиях. 

Согласно современной нейрофизиологии - механизм действия рефлексотерапии сложен. В ее основе лежат процессы, включающие нейрофизиологические и нейрохимические компоненты рефлекса — универсального физиологического феномена человеческого организма. Выделяют несколько функциональных взаимосвязанных уровней нервной системы, обеспечивающих эффект рефлексотерапии. На периферическом уровне осуществляются нейродинамические и гуморальные процессы, происходящие в непосредственной близости от места воздействия или распространяющиеся на более отдаленные участки кожи и внутренние органы без вовлечения структур центральной нервной системы. Второй уровень — сегментарный — обеспечивает включение рефлекторных процессов главным образом в пределах тех сегментов спинного мозга (или зон иннервации черепных нервов при воздействии в области лица и головы), в которых осуществляется стимуляция точек акупунктуры. Третий уровень — церебральный, надсегментарный. На этом уровне включаются регулирующие, интегративные образования головного мозга, реализующие согласованные физиологические изменения в различных висцеральных органах и системах. 
Остеопатия
19.09.2018
Остеопатия
Остеопатия - это наука, но так же остеопатия это искусство. 

Остеопатия предусматривает индивидуальный подход к каждому пациенту - каждый человек уникален, и эффективность лечения напрямую зависит от учета индивидуальных особенностей. 

Ориентируясь на восстановление и активацию функциональных ресурсов самого организма, остеопатия не имеет побочных действий и нежелательных эффектов, с которыми приходиться часто сталкиваться при инвазивном лечении и применении медикаментозных средств. 

Применение остеопатического лечения не ограничено возрастными рамками. От начала беременности и до старости с помощью остеопатических техник возможно осуществлять лечение и профилактику широкого спектра заболеваний. 

Каждый сеанс начинается с диагностики. Учитывая информацию о заболевании и анамнезе, приступая к работе, врач-остеопат оценивает настоящее состояние пациента, уровень баланса его тела, наличие мышечно-фасциальных натяжений, смещений органов и суставов. Исходя из этих данных, определяется: 

 наиболее значимое в данный момент функциональное нарушение, 

 причинное нарушение, приведшее к развитию заболевания, 

 неоптимальные компенсаторные реакции, 

 общий уровень реактивности организма, возможностей его самовосстановления. 

Существует множество диагностических остеопатических тестов, оценивающих как макро-, так и микро- статус организма. Это могут быть движения в суставах, наклоны в стороны, повороты, сгибания, разгибания, определение силы мышц. Или фасциальные тесты – заключающиеся в том, что опытный остеопат, прикасаясь руками к различным частям пациента, за несколько секунд определяет уровень напряжения тканей, смещения органов, натяжения фасций, баланс нервной системы. Все зависит от мастерства, опыта и чувствительности. 

Выбор метода воздействия зависит от индивидуальных предпочтений остеопата, а также нужд конкретной нозологической ситуации. Так, даже если остеопат предпочитает в своей практике мягкую фасциальную работу, при лечении некоторых жестких, длительно существующих дисфункций он использует мышечно-энергетические, артикуляционные или даже трастовые (манипуляции с щелчком) методики. 

Обязательным для всех сеансов остеопатии является воздействие на зону дыхательной диафрагмы, таза, нижних конечностей, черепа. Эти зоны оказывают глобальное воздействие на организм, и сохраняющиеся нарушения в них сводят на нет любые локальные лечебные воздействия. Ноги являются опорой тела, их биомеханика сказывается на походке, работе всех вышележащих отделов. Таз – основа для позвоночника, любые нарушения тазовой симметрии, перекосы – непременно приводят к расстройствам в поддержании равновесия, работе позвоночника. Диафрагма – основная дыхательная мышца тела, помпа для венозного возврата от органов и нижних конечностей, регулятор функционирования органов брюшной полости и грудной клетки. Череп – вместилище головного мозга, центрального управляющего нашим телом. 

Продолжительность и частота проведения остеопатических сеансов так же индивидуальна. Многое зависит от особенностей заболевания, возможностей организма к самовосстановлению, его реактивности. В некоторых случаях достаточно 20-30 минутное лечение. Чаще процедура занимает около 1 часа. В острых случаях для пациента необходимы встречи с врачом 2 раза в неделю в течении 2-3 сеансов. Далее возможно проведения лечения 1 раз в неделю и после 8-го сеанса - 1 раз в 2-3 месяца. Хронические случаи лечатся с регулярностью 1 раз в неделю. Желательно профилактическое лечение в количестве 3 сеансов 1 раз в год. Как правило, по мере остеопатического лечения болевой синдром уходит довольно быстро, однако лечение продолжается до момента достижения симметрии и баланса позвоночника, органов, фасций. Подобный подход позволяет предупредить развитие рецидивов. 

После остеопатического сеанса пациент может чувствовать как легкость и подъем сил, так и усталость, сонливость. Подобные реакции являются нормальными и связаны с расслаблением, перебалансировкой нервной системы. Желательно ограничить экстримальную физическую активность (занятия спортом, ремонт) после лечения и на следующий день. Это позволит организму возвращаться к нормальному функционированию, не подстраиваясь под агрессивные внешние воздействия, сверхнагрузки. Хорошо увеличить прием жидкости с целью помощи телу в выведении высвободившихся после нормализации кровотока гомотоксинов. 

На фоне остеопатической коррекции возможно применение и других методик лечения. Важным звеном в последующей профилактике является подбор и формовка индивидуальных супинаторов для коррекции нарушения опороспособности стопы. Метод позволяет скорректировать плоскостопие, предотвратить дальнейшее его развитие, устранить неблагоприятное влияние ударных нагрузок на суставы конечностей и позвоночник. Назначение индивидуально подобранной фитотерапии, гомеопатических препаратов, рефлексотерапии также способствует скорейшему выздоровлению и повышению адаптационных резервов. 
Краниосакральная остеопатия
19.09.2018
Краниосакральная остеопатия

В повседневной врачебной практике довольно часто встречаются больные, предъявляющие разнообразные жалобы, установить происхождение которых очень затруднительно. Эти пациенты могут на протяжении многих лет ходить по разным специалистам, бесконечно обследоваться и лечиться, не получая при этом никакого положительного результата. Максимум на что хватает усилий классической медицины и фармтерапии  – это некоторое облегчение симптоматики, сроком на несколько недель или месяцев. 

Современные исследования в остеопатии, установили, что причиной многих «неизлечимых» состояний часто является нарушения в работе так называемой краниосакральной системы тела. 

Термин краниосакральная система происходит от слов «краниум» - череп и «сакрум» – крестец. Остеопаты обозначают этим термином анатомический и функциональный комплекс образований на уровне центральной нервной системы, включающий мозговые оболочки, головной и спинной мозг, стенки мозговых желудочков, кости черепа и соединяющие их швы, позвоночник, включая крестец и копчик, мембраны, выстилающие спинномозговой канал (твердая мозговая оболочка), систему мозгового и спинно-мозгового кровообращения.

Связующим звеном краниосакральной системы является спинномозговая жидкость(ликвор). По сути, спинномозговая жидкость и внутримозговые мембраны – это сердцевина краниосакральной системы. 

Установлено, что головной мозг функционирует в режиме ритмической пульсации, производя синтез и выброс спинномозговой жидкости в полости мозга с периодичностью в 6-14 колебаний в минуту. Во время выброса и последующего всасывания ликвора активизируются биохимические, обменные процессы, происходит питание мозга и регулирование работы периферической нервной ткани. Нейромедиаторы (гормоны нервной системы), поступающие в спинномозговую жидкость, обеспечивают нормальное функционирование многих жизненно важных центров, регулирующих

- сердечную деятельность,

- дыхание,

- работу эндокринных систем,

- цикл сна и бодрствования,

- обменные процессы и другие функции человеческого тела.

Остеопаты знают, что для нормальной работы краниосакральной системы, все ее компоненты должны двигаться беспрепятственно. Если произойдет хотя бы незначительное нарушение раскрытия в норме подвижного черепного шва, в этом участке мозг будет сдавлен и функция его может нарушиться. Подобные изменения приведут к поражению различных звеньев краниосакральной системы, местному изменению мозговых мембран и нервной ткани. Нарушение подвижности может распространиться и на ниже лежащие структуры, вовлекая в процесс крестец, таз, изменяя ритмику пульсации спинномозговой жидкости. 

Очевидно, что вслед за этим наступает дезорганизация нервных функций, клинически проявляются различные болезненные состояния

Повреждения краниосакральной системы определяются остеопатами чаще всего после: 

1) различных аварий, дорожно-транспортных происшествий, 

2) черепно-мозговых травм (включая спортивные, бытовые, производственные, а также травмы, полученные во время катастроф и боевых действий - оглушение взрывной волной – баротравма). При этом существенные повреждения могут оставаться не только после тяжелых, но и после легких черепно-мозговых травм. 

3) родовых травм, имеющих особое значение для последующего формирования нервной и опорно-двигательной системы ребенка.  Повреждения компонентов пластичной детской краниосакральной системы может происходить в 

- дородовом периоде (перинатальная травма), в следствии гипертонуса матки, смещений костей таза матери, других травматических факторов,

- при рождении (натальная, родовая травма), в следствии травматизации черепа при прохождении по родовым путям, неудачно выполненных акушерских пособий,

- раннем послеродовом периоде (постнатальная травма) и позднее. О перенесенных детьми травмах, особенно легких, родители часто забывают, а между тем последствия их могут быть причиной многих страданий.

Через какое-то время, после полученного повреждения краниосакральной системы, если происходит дополнительный сбой в системе саморегуляции и компенсации тела, возникают жалобы на:

- головные боли, особенно мигреневого типа, 
- шум в ушах, 
- снижение слуха, 
- головокружения,
- боли в области шеи, зубов, внутренних органов,
- косоглазие, 
- снижение зрения, 
- непроизвольное движение глаз (нистагм), 
- «скрежетание» зубами во сне, 
- различного рода тики, насильственные движения, 
- нарушение памяти,
- нарушение внимания,
- нарушение моторной речи,
- нарушение сна,
- выраженную общую слабость, 
- периодические спазмы пищевода,
- кардионарушения (нарушения сердечного ритма, «скачки» артериального давления),
- астматические состояния, 
- сухость слизистых оболочек,
- повышение температуры (постоянный субфебрилитет),
- аллергические реакции (в т.ч. риниты, связанные с нарушением контроля эндокринно-иммунных систем),
- слезо-слюнотечение, 
- различного рода приступы, в том числе эпилептического типа, 
- нарушение роста (отставание в росте, либо чрезмерный рост), 
- нарушение обменных процессов – ожирение, либо необычное похудание (расстройство работы гипоталамуса), 
- нарушение менструального цикла, 
- энурез (ночное недержание мочи), 
- психоэмоциональные и другие нарушения. 

У детей повреждения краниосакральной системы так же отражаются на их моторно-сенсорном развитии и социальной адаптации.

Довольно часто возникающее посттравматическое нарушение содружественного движения глаз может приводить к расстройству пространственного восприятия предметов ребенком, быть причиной сложностей, помех при различного рода играх, замедлять и усложнять процесс приобретения бытовых навыков, способствовать отставанию их развития от сверстников. Неспособность к полноценной социальной адаптации, приводит к вторичному изменению поведения, интеллекта, личности ребенка. На этой почве в семье возникают ссоры, страдает общий психологический «климат», происходит усугубление симптоматики. 

К сожалению, большинство детей затрудняются четко сформулировать свои жалобы, и оценка поражения нервной системы обычными врачами и родителями ведется по косвенным признакам, таким как замедление рефлексов, запаздывания речи и чтения и т.п. Только опытный остеопат, проведя анализ работы черепа, мембран мозга, позвоночника, может определить истинную причину нарушений поведения и центральной нервной деятельности.

Естественно, приведенные выше жалобы и состояния могут отмечаться и возникать по многим другим причинам, но если их связь с нарушениями в краниосакральной системе не распознается, человек может годами обследоваться и лечиться без малейшего эффекта. 

Методами краниосакральной остеопатии, возможно успешно проводить коррекцию подобных патологических состояний. Цель остеопата – восстановить подвижность структур черепа, мозга, внутримозговых оболочек, позволить спинномозговой жидкости беспрепятственно двигаться, снабжая нервную систему полноценным питанием и регуляторными факторами, устранить сдавление головного мозга, нарушение его кровообращения, патологическую импульсацию с травмированных перевозбужденных участков нервной ткани. 

Краниосакральная остеопатия – это тонкая ручная настройка центральной нервной системы. 

Когда отсутствуют смещения костей черепа, крестца, позвоночника, расслабленны спазмы (рестрикции) в соединительнотканных структурах, устранены внутрикостные и мембранные деформации – физиология ритма пульсации ликвора приходит в норму. Спино-мозговая жидкость «промывает» ранее поврежденные ткани и вслед за восстановлением здоровой анатомии восстанавливается их здоровая функция. Исчезают болезненные симптомы, уходит хроническая усталость, нормализуются поведенческие реакции.

Для работы на уровне краниосакральной системы от остеопата требуется совершенное знание всех особенностей строения головного мозга и черепа и высочайшая пальпаторная (ручная) чувствительность. В этом случае метод КСТ абсолютно безопасен и не требует каких-то специальных условий для проведения сеанса. Подобная терапия не только безболезненна, но и очень комфортна для пациента. Невесомые мягкие руки остеопата создают условия для баланса нервной системы, выделения центральных антиноцецептивных (противоболевых) факторов, глубокого расслабления пациента.

Особенно удивительные эффекты дает краниосакральная остеопатия при лечении детей. Детская нервная система очень пластична и способна к быстрой перестройке и регуляции. Как только устраняется патологический фактор, головной и спинной мозг быстро восстанавливают свои функции. В некоторых случаях уже после первого сеанса проявления болезни значительно сглаживаются, либо даже полностью исчезают. У детей, уменьшается заторможенность, оглушенность, улучшаются двигательные функции (точность, сила, двигательные навыки, координация движений), исчезает безучастность, либо наоборот - чрезмерная активность, агрессивность, прекращается недержание мочи. У взрослых проходят различные головные боли, головокружения, сглаживаются проявления синдрома вегето-сосудистой дистонии, купируются астматические состояния, и др. 

Своевременная диагностика поражения краниосакральной системы с последующий остеопатической коррекцией у детей может весьма благоприятно сказаться на их судьбе, дальнейшем развитии, а взрослым позволит вернуть утраченную после травмы радость и вкус к полноценной жизни.

1
2
3
4
5