Центр Натальи Пыхтиной
Меню

Главная Главная Авторская методика Авторская методика О центре О центре Врачи Врачи Наша галерея Наша галерея Вопрос-ответ Вопрос-ответ Контакты Контакты

Статьи

Механические трудности вертикального положения
14.07.2018
Механические трудности вертикального положения
Остроумный способ, иллюстрирующий мышечные усилия, сохраняющие баланс различных частей тела, заключается в представлении тела человека в позе «на четвереньках». При этом ступня выпрямляется мышцами голени, колено удерживается мышцами передней поверхности бедра, поясница в месте перехода ноги в тазовую область и область бедер удерживается мышцами ягодиц и задней поверхности бедра, позвоночник при этом располагается вертикально, задействуются прямые мышцы спины; голова удерживается мышцами спины и шеи. Можно увидеть, что за исключением колен, все мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении, в основном располагаются сзади и называются мышцами задней поверхности тела.  Они же наиболее важны для поддержания тела в вертикальном положении, поскольку без их поддержки тело будет просто падать вперед. Когда ноги, туловище и голова сбалансированы относительно друг друга в положении сидя или стоя, кости и связки, соединяющие суставы, делают большую часть работы по поддержанию положения тела. При этом затраты нервных и мышечных усилий на работу боковых мышц сводятся к минимуму. Когда мышцы задней поверхности тела ослаблены и не обучены должным образом контролировать тело, оно обвисает вперед, некоторым образом способствуя формированию неправильной осанки. Такая же ситуация возникает во время усталости, болезни, депрессии или беспокойства, когда мышцы задней поверхности тела не в состоянии должным образом контролировать тело из-за недостаточного количества нервных раздражителей.  Результатом такого состояния является неправильное положение тела. Вторая важная функция мышц задней поверхности тела заключается в создании и удержании центра тяжести тела в ногах.

Центром тяжести в организме человека считается точка приложения всех сил тяжести других частей тела, располагающихся за пределами бедер. Точное местоположение центра тяжести не было научно установлено до тех пор, пока доктора Ловетт и Рейнольдс из Бостона не разработали средство определения центра тяжести человека

Вертикальная линия является перпендикуляром центра тяжести, находящимся на уровне тазобедренных суставов. Этот специально изобретенный баланс позволяет наблюдателю после вычисления веса человека из различных точек провести общую вертикальную линию, объединяющую эти точки. Баланс показывает, что вертикальная линия, проведенная через центр тяжести, располагается перед голеностопными суставами, коленями, проходит через позвоночный столб, немного огибая поясничную область. Направление линии, проходящей через центр тяжести, практически соответствует тесту вертикальной линии. Точное местоположение центра тяжести у каждого человека отличается из-за различного количества мышечной и жировой ткани.  Архитектор при проектировании башни или любого высокого сооружения руководствуется бессознательной потребностью безопасности и обеспечивает ее путем увеличения периметра здания, что делает его более устойчивым. Необходимо убедиться, что линия тяжести находится в пределах основания постройки и достаточно стабильна.

Когда человеческое тело находится в вертикальном положении с сомкнутыми ногами, площадь опоры нижней части тела меньше, чем верхней. Этот факт является свидетельством того, насколько трудно человеку сохранять равновесие. Опора может быть получена за счет раздвигания ног.  Поэт Гёте отмечал, что ходьба – это медленное падение вперед; нога переносится вперед, расширяя площадь опоры тела, и предотвращает падение. Чем выше расположен центр тяжести, тем труднее человеку удерживать равновесие, это определение хорошо иллюстрирует вегетационный период детства, когда человеку наиболее необходимо обучение и помощь при ходьбе. Впоследствии центр тяжести быстро смещается вверх за счет роста ног. До пятнадцати лет ноги ребенка растут быстрее, чем туловище. В течение первых трех лет жизни ноги растут на треть быстрее туловища; с 3 до 6 лет они растут практически наполовину быстрее; с 6 до 9 лет рост ног на треть превышает рост туловища, а с 12 до 15 лет рост ног ребенка превышает рост туловища более чем в полтора раза. Лучшее определение роста дает Бёрк, а изучение отношения размеров туловища и ног, приводимое в тексте книги, проводится Тайлером. Оригинальные источники авторства Бёрка, Лихазека, Кея, Бодвича, Портера и Гастингса практически составляют единую библиографию детского роста. Соразмерность высоты центра тяжести и опорной части тела рассматривается как одна из механических сложностей вертикального положения во всех возрастных группах, выраженная особенно явно в вегетационный период, когда рост человека меняется наиболее интенсивно.

Еще одним требованием сохранения вертикального положения мышечной системой является фиксация центра тяжести над опорой, что не всегда достигается путем изменения положения ног. Если, например, туловище наклонить вперед к бедрам, тело опрокинется без противовеса бедер или другой части тела  Это инстинктивное смещение баланса тела является одной из самых полезных особенностей механизма движения, однако именно оно приводит к худшим порокам осанки. Например, если голову свесить вперед, другие части верхней половины тела будут уходить в обратном направлении для уравновешивания центра тяжести. То же самое произойдет, если увести плечи далеко вперед так, чтобы вес рук пришелся на перед. Наклон груди вперед подразумевает ее скругление для уравнивания распределения веса. Тот же механический принцип применяется и к односторонним наклонам.

Очевидно, что гравитация постоянно оказывает влияние на тело, а оно в свою очередь оказывает сопротивление, поддерживая тело в вертикальном положении.  Доктор Сарджент по этому поводу заявляет: «С того времени, как ребенок покидает руки матери и начинает стоять и ходить самостоятельно, на него начинает действовать сила, с которой борется все остальное человечество – сила тяжести.  Мы боремся с этой силой с утра до вечера, частично уступая ей, находясь в сидячем положении и полностью отдаваясь ночью – приняв горизонтальную позу во время сна. Однако гравитация действует не только на тело в целом, но и на его части по отдельности. Таким образом, голова имеет тенденцию опускаться вперед, плечи – скругляться и свисать, грудь – становиться сплющенной и сжатой, колени и свод стопы – сдвигаться. Это все – попытки природы найти равновесие, и единственный способ преодолеть такое воздействие заключается в постоянном поддержании мышечных усилий». Очевидно, что в вертикальном положении ни одну часть тела нельзя рассматривать по отдельности. Голова, грудь, плечи, спина, таз настолько взаимосвязаны при сохранении механического баланса, что любое изменение в положении какой-либо части тела сопровождается изменениями в другой. В связи с этим важно знать, каково правильное очертание, развитие и перемещение этих частей тела в разном возрасте, а также их отношение друг к другу.


Материал взят на портале www.medicinform.net
Инвалидность при ДЦП в РФ
28.06.2018
Инвалидность при ДЦП в РФ

Категория «ребенок-инвалид» (а с 18 лет инвалидность I—III группы) выдаётся на основании наличия заболевания и степени его выраженности.

Все необходимые (на основании рекомендаций лечащего врача и врачей других специальностей) вспомогательные технические средства в обязательном порядке должны быть внесены в рекомендуемый план мероприятий по медицинской реабилитации (п. 34 формы N 088/у-06) в направлении на МСЭ, для формирования или коррекции индивидуального плана реабилитации.

С 23 декабря 2014 года вступил в силу Приказ Минтруда России № 664н (от 29.09.2014 г.), который уточняет классификацию и критерии определения степени стойких нарушений функций организма («бальная система»). Детский церебральный паралич относится к подпункту 6.4 «Приложения к классификациям и критериям» данного Приказа.

При подготовке к прохождению МСЭ необходимо уточнять клиническую форму заболевания; характер и степень выраженности двигательных нарушений; степень нарушения схвата и удержания предметов (одностороннее или двухстороннее поражение кисти); степень нарушения опоры и передвижения (одностороннее или двухстороннее нарушения); наличие и выраженность языковых и речевых нарушений; степень психического расстройства (лёгкое когнитивное нарушение; умственная отсталость лёгкой степени без языковых и речевых нарушений; умственная отсталость лёгкой степени в сочетании с дизартрией; умственная отсталость средней степени; умственная отсталость тяжёлой степени; умственная отсталость глубокая); наличие и степень выраженности псевдобульбарного синдрома; наличие эпилептических припадков (их характер и частота); целенаправленность деятельности соответствующей биологическому возрасту; продуктивность деятельности; потенциальная способность ребёнка в соответствии с биологическим возрастом и структурой двигательного дефекта; возможность реализации потенциальных способностей (факторы, способствующие реализации, факторы препятствующие реализации, факторы контекста).

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии у ребёнка ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трёх степеней выраженности ограничений (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), определяющих необходимость социальной защиты ребёнка.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» в ряде случаев учреждение МСЭ (бюро МСЭ) обязано (первоначально, либо не позднее чем через 2 (согласно приложению к постановлению при наличии тяжёлой умственной отсталости) или 4 года (при «выявлении невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности») после первично установленной инвалидности) установить группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет).

Обжалование решения бюро МСЭ:
Обжалование решения возможно в течение 30 дней с момента вынесения решения в ведомственном порядке или в судебном порядке.
Ведомственное обжалование осуществляется в вышестоящем бюро (как правило, в экспертном составе главного бюро (ГБ МСЭ) данного региона). При несогласии с решением главного бюро (ГБ МСЭ) решение обжалуется в Федеральное бюро МСЭ, г. Москва.

Судебное обжалование решения учреждения МСЭ может быть осуществлено на любом этапе, вне зависимости от обжалования по ведомственному принципу. Как правило, судом назначается судебная медико-социальная экспертиза в учреждении МСЭ соседнего региона или в Федеральном бюро МСЭ (ФБ МСЭ) в Москве. Такая экспертиза бесплатная для истца, за исключением Федерального бюро МСЭ.
Проведение судебно-медицинской экспертизы по вопросам медико-социальной экспертизы неправомерно и не может быть служить надлежащим доказательством, поскольку учреждения судебно-медицинской экспертизы не имеют лицензии на проведения данного вида экспертиз, такая лицензия предоставлена только учреждениям МСЭ. Также судебно-медицинская экспертиза выполняется на платной основе, а медико-социальная экспертиза является государственной услугой, оказываемой бесплатно.

В качестве независимой медико-социальной экспертизы может быть проведение судебной медико-социальной экспертизы вне системы МСЭ — в Федеральном государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации («ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России»), которое осуществляет профессиональную подготовку врачей по медико-социальной экспертизе в Российской Федерации и имеет соответствующие кафедры и высокопрофессиональных специалистов. Однако данный вопрос является спорным, так как «ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России» относится к образовательным учреждениям, а не к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы и не имеет необходимой лицензии.

Судебная медико-социальная экспертиза граждан проводится также Федеральным казённым учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства», не входящим в систему Минтруда России.

В случае сомнения в непредвзятости ведомственной экспертизы (то есть в учреждении МСЭ) можно просить суд поручить независимую медико-социальную экспертизу признанному специалисту по данному заболеванию с привлечением к экспертизе врача по медико-социальной экспертизе c соответствующей профессиональной специализацией по профилю заболевания и возрастной группе (педиатр, хирург, невропатолог, психиатр и т. д.).
Данный вопрос также является спорным, так как медико-социальная экспертиза, в том числе судебная, проводится учреждением с соответствующей лицензией, а не отдельными специалистами, получение лицензии которыми действующим законодательством не предусмотрено.
Диагностика детского церебрального паралича
28.06.2018
Диагностика детского церебрального паралича

Для постановки диагноза ДЦП достаточно проявлений специфических непрогрессирующих двигательных нарушений, которые обычно становятся заметны в начальную резидуальную стадию (от 4 месяцев до 3 лет) и наличия одной или нескольких причин (предыдущая статья о причинах ДЦП) в перинатальном периоде.

При любых отличиях: отсутствии факторов риска, прогрессировании заболевания, неоднократных случаях «ДЦП» в семье или наличия больных изолированной олигофренией в семье, множественных аномалиях развития у ребёнка — обязательно проведение МРТ головного мозга для исключения других заболеваний (УЗИ головного мозга в данном случае не информативно) и обязательная консультация генетика.
По оценкам врачей, примерно у трети детей с диагнозом «детский церебральный паралич» — не детский церебральный паралич, а разные генетические заболевания, похожие на ДЦП только внешне.

При ДЦП на МРТ головного мозга может отмечаться корково-подкорковая атрофия, псевдопорэнцефалия, диффузное снижение плотности белого вещества.

Необходимо обязательно проводить дифференциальную диагностику с клинически схожими заболеваниями (соответственно форме ДЦП):

  • последствия различных поражений головного мозга (черепно-мозговых травм средней тяжести и тяжёлых, нейроинфекций и инсультов), перенесённых после 1 месяца жизни
  • аутосомно-рецессивные формы наследственной спастической параплегии
  • синдром Джакомини
  • некоторые редкие формы доминантных наследственных спастических параплегий
  • ранние наследственные атаксии
  • врождённые непрогрессирующие мозжечковые атаксии
  • атаксия-телеангиэктазия
  • ранний детский аутизм
  • шизофрения
  • поражения спинного мозга ишемического и травматического характера
  • спинальная амиотрофия Вердинга-Гофмана
  • болезнь Штрюмпеля
  • болезнь Фара
  • гепатолентикулярная дегенерация
  • болезнь Галлервордена-Шпатца
  • болезнь Пелицеуса-Мерцбахера
  • синдром Шегрена-Ларссона
  • фенилкетонурия
  • галактоземия и др.

Исключение данных заболеваний необходимо для выработки верной лечебной тактики.

Причины детского церебрального паралича
18.06.2018
Причины детского церебрального паралича

Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние как во время беременности, так и во время родов и в первые (около 4) недели жизни ребёнка.

Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых: 2 к 1000 живорождённых (у мальчиков чаще в 1,33 раза).

Недоношенность — это один из самых серьёзных факторов риска развития детского церебрального паралича, присутствующий практически в половине случаев развития ДЦП.

Основными причинами являются:
- нарушение развития головного мозга
- хроническая внутриутробная гипоксия плода, различного генеза
- гипоксически-ишемические поражения головного мозга
- внутриутробные инфекции, особенно вирусные (чаще герпесвирусные)
- несовместимость крови плода и матери (Rh-конфликт и др.) с развитием гемолитической желтухи новорождённых
- травматические поражения головного мозга в интра- и постнатальном периоде
- инфекционное поражение головного мозга в постнатальном периоде
- токсические поражения головного мозга (отравления свинцом и др.)
- ятрогенные причины

Несмотря на это, не всегда возможно определить ведущую причину нарушения в каждом конкретном случае.

Профилактика детского церебрального паралича заключается в профилактике и своевременной терапии вышеописанных основных причин. Важно раннее выявление, наблюдение за группами риска (наличие хронической артериальной гипертензии, ожирения, хронического пиелонефрита у женщины) и адекватная терапия плацентарной недостаточности (с развитием или без развития гестоза) — как одной из самых частых причин, выбор надлежащего способа ведения родов.
Формы ДЦП. G80.8 Смешанные формы
18.06.2018
Формы ДЦП. G80.8 Смешанные формы

Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. 

Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного. Часто сочетание спастической и дискинетической (при сочетанном выраженном поражении экстрапирамидной системы) форм, отмечается и наличие гемиплегии на фоне спастической диплегии (при асимметричных кистозных очагах в белом веществе головного мозга, как последствие перивентрикулярной лейкомаляции у недоношенных).

Важно! Всегда помните, что это всего лишь теория и сухие факты!! Всегда есть хотя бы 1 шанс и за него нужно хвататься!



Формы ДЦП. G80.4 Атаксическая форма
18.06.2018
Формы ДЦП. G80.4 Атаксическая форма

Так же возможно использование термина «атонически-астатическая форма».

Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии.
Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и, вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врождённой аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия).
При этой форме ДЦП может быть задержка развития интеллекта в редких случаях. Более половины случаев диагностированной данной формы являются нераспознанные ранние наследственные атаксии.


Важно! Всегда помните, что это всего лишь теория и сухие факты!! Всегда есть хотя бы 1 шанс и за него нужно хвататься!
Формы ДЦП. G80.3 Гиперкинетическая форма
31.05.2018
Формы ДЦП. G80.3 Гиперкинетическая форма
Одной из самых частых причин данной формы является перенесённая гемолитическая болезнь новорождённых, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. Также причиной является status marmoratus базальных ганглиев у доношенных детей.
При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни — дистонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха.
Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии.
Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения.
Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности.
Выделяются атетоидный и дистонический (с развитием хореи, торсионных спазмов) варианты данной формы ДЦП.

Важно! Всегда помните, что это всего лишь теория и сухие факты!! Всегда есть хотя бы 1 шанс и за него нужно хвататься!



Формы ДЦП.G80.2 Гемиплегическая форма
30.05.2018
Формы ДЦП.G80.2 Гемиплегическая форма

Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Причиной у недоношенных детей является перивентрикулярный (околожелудочковый) геморрагический инфаркт (чаще односторонний), и врождённая церебральная аномалия (например, шизэнцефалия), ишемический инфаркт или внутримозговое кровоизлияние в одном из полушарий (чаще в бассейне левой средней мозговой артерии) у доношенных детей. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (походка по типу Вернике-Манна, но без циркумдукции ноги), задержкой психического и речевого развития. Иногда проявляется монопарезом. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.

Важно! Всегда помните, что это всего лишь теория и сухие факты!! Всегда есть хотя бы 1 шанс и за него нужно хвататься!


Формы ДЦП. G80.1 Спастическая диплегия
25.05.2018
Формы ДЦП. G80.1 Спастическая диплегия

Наиболее распространённая разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм). Нарушается функция мышц с обеих сторон, причём в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, перивентрикулярной лейкомаляции, других факторов). При этом, в отличие от спастической квадриплегии, больше поражены задние и, реже, средние отделы белого вещества. При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), с мышечной спастикой заметно преобладающей в ногах. Наиболее распространённые проявления — задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, умеренное снижение интеллекта, в том числе вызванное влиянием на ребёнка окружающей среды (оскорбления, сегрегация). Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук. 

Важно! Всегда помните, что это всего лишь теория и сухие факты!! Всегда есть хотя бы 1 шанс и за него нужно хвататься!


Формы ДЦП. G80.0 Спастическая тетраплегия
04.05.2018
Формы ДЦП. G80.0 Спастическая тетраплегия

При большей выраженности двигательных расстройств в руках может использоваться уточняющий термин «двусторонняя гемиплегия». 


Одна из самых тяжёлых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга.
У недоношенных основной причиной при перинатальной гипоксии является селективный некроз нейронов и перивентрикулярная лейкомаляция; у доношенных — селективный или диффузный некроз нейронов и парасагиттальное поражение мозга при внутриутробной хронической гипоксии.
Клинически диагностируется спастическая квадриплегия (квадрипарез; более подходящий термин, по сравнению с тетраплегией, так как заметные нарушения выявляются примерно одинаково во всех четырёх конечностях), псевдобульбарный синдром, нарушения зрения, когнитивные и речевые нарушения.
У 50 % детей наблюдаются эпилептические приступы. Для данной формы характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами.
Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер.
Тяжёлый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность, согласно статистическим данным.


NB! Всегда помните, что это всего лишь теория и сухие факты!! Всегда есть хотя бы 1 шанс и за него нужно хвататься!

1
2
3
4
5